Историческая часть Самары может служить наглядной иллюстрацией того, как изменения в политической доктрине государства оказывают влияние на культуру и как часть ее непосредственно на архитектуру. Яркий пример — расположенное неподалеку от знаменитого Дома культуры имени Дзержинского строгое серое здание, построенный в в 1931-1932 по проекту архитекторов Л.А. Волкова и Н.Г. Телицына. Эти же архитекторы проектировали и упомянутый Дом культуры. Здание под номером 31 по улице Степана Разина строилось как дом комсостава ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР).
Здание имеет симметричную форму, боковые части по обе стороны имеют выступающие полукруглые лоджии с балконами. Центральной часть украшена так же симметрично размещенными относительно центральной оси эркерами. Основной массив здания — пятиэтажный, однако центральная часть имеет надстройку в виде шестого этажа. Фасад здания воспринимается не цельно, а скорее сегментивно, во многом благодаря ступенчатому завершению и чередованию эркеров и балконов.
С точки зрения архитектурной классификации Дом комсостава ОГПУ можно охарактеризовать как типичный образец раннего постконструктивизма. Исторически это обусловлено тем, что во второй половине 1930-х гг. строительство переходит из ведомства жилищных кооперативов, чрезвычайно распространенных в 1920-е годы, под контроль ведомственных организаций. Этот факт неизбежно отразился на программах проектирования жилых зданий, которые с того момента стали четко подчиняться служебной иерархии будущих жильцов. В рамках программы отдельно стали проектироваться жилые дома для административного состава и рядовых работников ведомств.
Дом комсостава ОГПУ — первое сооружение в Самаре, иллюстрирующее изменение творческой направленности архитектуры. Здание симметрично, ненавязчиво декорировано, не отвлекая от восприятия богатой пластики объёма. Дом возведён почти одновременно с конструктивистскими клубом Дзержинского и УВД тех же авторов, что подчёркивает стилизаторскую сущность их творческого подхода.